Историко-культурное наследие

Историко-культурное наследие

        Село Старобелогорка  возникло в конце  XVII века. История его образования устно передавалась из поколения в поколение, хранилась в памяти жителей. Имеются и документальные, историко-краеведческие свидетельства на этот счёт.

Основателями села стали участники пугачёвского восстания, скрывавшиеся от преследований царского правительства. Одним из важных свидетельств этого факта являются сохранившиеся до нашего времени могильные камни. Есть свидетельства о том, что первые переселенцы приехали сюда небольшой группой – около десяти семей.  В памяти старожилов сохранились даже имена первых жителей. Ими были татары: Минибай, Забир, Назир, Субханкол, Якуб, и русские: Красновы, Самойловы, Зайцевы, Агафоновы.

Существует еще одна версия, что село основано в 1741 году мужиками-пришельцами из-за Волги. Первоначально это было две семьи Красновых и Самойловых. Через два года в 1743 году переселились татары из Казанской губернии. В 1944 году решался вопрос прописке русского и татарского населения этого села к Уральскому казачеству. Но потом граница казачьих наделов прошла южнее села на 12 километров.

В те же годы, возможно в 1785-1786, как указал А.Погребной, в село переселилась большая группа пензяков. Они поселились за вторым рукавом речки Иртек,  между меловым (Актау) и песчаным

(Комтау) хребтами. (Некоторые старожилы считают их переселенцами в 1802 году). Первые одиннадцать основателей села (семьи Красновых и Самойловых) – староверы (как и большинство русского населения в казачьих селах), и они расположились по правому берегу речки, рядом с татарским поселением. Они сторонились переселенцев из Пензенской губернии и имели свое кладбище.

Первые дома поселенцев теснились в узкой лесной вырубке. С юга и востока многочисленные ручейки стекались в довольно широкое болото. А уже из болота свежий весёлый ручей убегал вниз. Набирая по пути силу и образуя живописную реку. Её назвали Иртеком, что по-татарски означает «начало».

Относительная  свобода поселенцев, бескрайне просторы земли в наши края привлекали переселенцев из Центральной России. И в семи километрах от Старой образовалась Новая Белогорка – поселение пензяков – переселенцев. В пяти километрах выросла Матвеевка, в десяти – Контузлы.   Название Контузлы – татарское.  Оно обозначает место, где живут бобры.

Во второй половине XIX века в селе были выстроенные церковь и мечеть. Церковь возвышалась над селом пятью куполами. Звон колоколов был слышен в окрестных сёлах. Новое, большое бревенчатое  здание мечети строили сельчане сообща в конце XIX века. В 1930-1950 годы там  размещалась татарская школа-семилетка со своей библиотекой с сельским Советом, даже в тяжелые годы войны регулярно снабжали учебниками и художественной литературой на татарском и русском языках.   Церковно-приходская школа размещалась в здании церкви.

В конце XVIII – начале XIX веков через село зимой шли вереницы солевых обозов. «Солевая дорога» шла из Соль-Илецка через станицы Илек, Мустаево и через Белогорку к Бузулуку. Сельчан со своей подводой по очереди назначали для выполнения данной повинности…

В начале XX века в селе быстрыми шло расслоение  населения. Появились купцы. Особым богатством выделялся безграмотный, но умный  Искандер бабай с сыновьями. В личной жизни этот купец был весьма  скромен, одевался просто. Старожилы рассказывали интересный случай из его жизни.

 

Население Старой Белогорки пережило почти все события, потрясения, которые выпали на долю крестьян в XIX и XX

Столетиях:  революция, войны, голод 1921 года, репрессии и Великую Отечественную войну.

Страница летописи села сообщает, что Старобелогорский сельский Совет организован в 1918 году, жители рабочего возраста составляли 743 человека. Первым  председателем был Субханкулов Давлет Шагиевич,  который был одним из организаторов установления советской власти.

Принимали активное участие добровольно записавшиеся в красную Армию сельчане – бывшие солдаты царской армии Галиулла Имангулов, Самигулла Ишмухаметов, Захар Самойлов, Фахри Рахматуллин, Халлюр и Мухетдин Вахитовы, Минегали Шаягзамов и другие.    Г.И. Трохов и П.Т. Заплатин прошли до Уральска в частях красногвардейцев – чапаевцев.

А еще раньше погибли в боях с юнкерами за Москву Салим Гайсалинов и Салахутдинов.

Наш земляк – писатель Лирон Хамидуллин в областной газете «Южный Урал» и в своей книге «Первые богатыри» пишет, что Самигулла Ишмухаметов был участников Гражданской войны, награжден Орденом Красного Знамени – самой высшей награды того времени. Его портрет, документы, как самые дорогие реликвии Гражданской и Великой Отечественной войн для сельчан, хранятся в школьном историко-краеведческом музее, организованном ветераном педагогического труда, бывшим директором Субханкуловых Миннахматов Давлятовичем.

Писатель Хамидуллин Л.Х. повествует еще об одном активном участнике двух мировых войн – о Галиулле Имангулове, который сражался пулеметчиком в бузулукском полку, затем с мая 1919 года в Чапаевской дивизии. На Отечественной войне с 1942 года – на Сталинградском фронте. В звании политрука Имангулов Г.А. на III Белорусском фронте получил ранение в ногу.

Не заживают до сих пор душевные раны в сердцах старшего поколения белогорцев от минувшей Великой Отечественной войны. Сельчане потеряли на полях сражения 209 своих сыновей. Им поставлен обелиск перед Домом культуры, список погибших на почетном месте в школьном музее.

Вернемся к довоенным годам.  В 1930 году в селе были созданы три колхоза: «Красный Иртек», «Колос», «Бузулукская вершина». Был организован и колхоз «Нацмен». Потом объединились они в в колхоз «Интернационал». Разъединение произошло в 1932 году из-за трудностей управления и отсутствия материально-технической базы.  В тот же 1932 год пензяки организовали колхоз «Горняк», в «Долину» вошли староверы и часть пензяков. Колхоз «Игенчеляр» («Хлеборобы») существовал с 1932 по 1952 годы. В самое сложное время – в годы войны и послевоенной разрухи им руководил Самигулла Забиров.

В 1952 году колхозы объединились в один и назвали его «Победа».

Заслуженными руководителями являются В.Г.Чернышев, А.Д.Субханкулов, Е.С.Логинов. В последующие годы проявили себя как руководители хозяйства Р.А.Гумеров, В.Т.Захаркин, А.С.Филатов, М.А.Забиров, М.Н.Золотарев.

В 60-х годах был построен водопровод, построены Дом Культуры на 250 мест, здание средней школы, чуть позже участковая больница на 32 койки, магазины. В 1993 году село газифицировано. Имеются сельская и школьная библиотеки.

В селе функционируют церковь и мечеть. Они были построены в 1996 году. Церковь была построена под инициативой председателя колхоза Золотарева М.Н., а мечеть построена под инициативой Шамгунова Роберта. Большой вклад в строительство внесли Сулейманов Н.Н. и другие односельчане.